Потеря нефтепродуктов в процессе их хранения и транспортировки зачастую составляет существенные объемы, нивелировав которые можно повысить общую прибыльность предприятия. С целью недопущения подобных финансовых трат, а также для защиты окружающей среды разработана специализированная система мер по уменьшению потерь нефтепродуктов.
Львиная доля всех нефтепотерь приходится на естественное испарение продукта в атмосферу, однако при организации особой конструкции, дополнительной тепловой защиты резервуара и газовой обвязки данная проблема может быть сведена к минимуму. Также очень важно грамотно провести все технологические процедуры. Существуют следующие методики по снижению температуры внутри емкости, подъем которой обусловлен воздействием прямых солнечных лучей:
- обработка внешней поверхности светоотражающей краской;
- установка специального отражающего экрана;
- регулярное орошение резервуара холодной водой;
- применение емкости из железобетона.
Самый технически простой и очевидный вариант – покраска резервуара в светлый цвет, данная процедура не требует привлечения существенных финансовых ресурсов, а его эффективность достаточно высока. При этом оптимально, если в локации, где стоит резервуар, имеет место существенный температурный перепад в течение суток. В одном из актуальных исследований с бензином получены следующие параметры температуры нагрева резервуара в зависимости от цвета, в который окрашена его поверхность:
Цвет краски |
Температура в °С |
Алюминиевый |
11,5 |
Серый |
14,6 |
Суриковый |
16,6 |
Зеленый |
22 |
Черный |
30 |
Также дополнительно был проведен целый ряд исследований, которые определили светоотражающую способность различных красок в процентном соотношении. Результаты экспериментов таковы:
Цвет краски |
Отражение в процентах |
Зеркальная |
100 |
Белая |
90 |
Кремовая (светлая) |
88,5 |
Розовая (светлая) |
86,5 |
Голубая |
85 |
Зеленая (светлая) |
78,5 |
Алюминиевая |
67 |
Серая (светлая) |
57 |
Серая (стандартная) |
47 |
Алюминиевая (выветрившаяся) |
35,5 |
Неокрашенная емкость |
10 |
Черная |
0 |
Обратите внимание, что с целью повышения эксплуатационных свойств и долговечности нанесенного красящего состава необходимо использовать растворитель самого высокого качества. Также необходимо предварительно подготовить внешнюю поверхность резервуара с повышенной тщательностью, нанесение краски должно производиться с полным соблюдением рекомендованной производителем технологии.
Краску рекомендуется наносить при помощи малярного валика, который позволяет получить равномерный слой, кроме того – работа с этим инструментом существенно ускоряет и облегчает процесс нанесения красящего состава на поверхность резервуара. Другой немаловажный аспект использования валика – наибольшая экономичность данной методики с точки зрения затрат красящего состава.
Согласно экспериментальным исследованиям, наилучший результат дает белая краска, подготовленная из двуокиси титана и растворителя. В среднем, емкость, на поверхность которой нанесен данный состав, не требует обработки в течение четырех последующих лет. Обратите внимание, что это вдвое больше, чем в случае с алюминиевой краской! Сводная таблица по цвету резервуара и потерям продукта выглядит так:
Стоит отметить, что так как теплопроводность нефти и продуктов на ее основе существенно ниже, чем у воздушной пробки между продуктом и крышкой, при нагреве стенок емкости продукт расширяется и вытесняет испарения. В случае с наличием понтонов и плавающих крышек цвет краски не влияет на этот параметр. А вот для газоуравнительной системы и снижения избыточного давления лучше использовать белую или алюминиевую краску.